Возвратный акциз и другие новые налоговые стимулы для НПЗ
Во второй половине июня правительство активно разрабатывало меры поддержки нефтяного сектора. Многие российские НПЗ не смогли вовремя завершить модернизацию из-за падения цен на нефть. Однако два года назад это не помешало запретить продажу бензина ниже «Евро-5». Дефицита топлива на внутреннем рынке пока удавалось избежать благодаря снижению спроса на бензин на фоне замедления экономики. Однако проблема остается, и решать ее надо как можно скорее, ведь взаимосвязь между ростом экономики и потреблением топлива очевидна.
Правительство ищет такие варианты налогообложения нефтяной отрасли, чтобы экспорт сырой нефти стал невыгодным, а компании были заинтересованы в производстве бензина в России. Нефтяники же считают, что на период до завершения модернизации всех НПЗ должна сохраняться экспортная пошлина на нефть. Предложения, способные удовлетворить интересы обеих сторон, содержатся в законопроекте, принятом на заседании правительства 21 июня. Сформулированы предложения по завершению налогового маневра до 2024 г., в ближайшие 6 лет экспортные пошлины на нефть будут обнулены, а НДПИ пропорционально вырастет.
Законопроект учитывает предупреждения экспертов о том, что обнуление экспортных пошлин приведет к удорожанию топлива в России минимум в полтора раза. Правительство уверяет, что в завершение маневра цены на бензин не вырастут благодаря мерам по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли.
Законопроект предусматривает механизм возвратного акциза для НПЗ, поставляющих на внутренний рынок высококачественный бензин и дизельное топливо класса Евро-5, а также сырье для нефтехимии. Отрицательный акциз призван заменить так называемую таможенную субсидию, размер которой зависел от разницы между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты, а также от цены на нефть. Эта мера должна послужить стимулом для модернизации производства НПЗ, т.к. размер возвратного акциза будет зависеть от производимого объема светлых нефтепродуктов.
Заводы, у которых на производство товарного бензина 5-го класса приходится более 10% первичной переработки, получат отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья. Для тех НПЗ, где глубина переработки меньше, акциз будет рассчитываться исходя из нормы выпуска высококачественного топлива в 10%.
Также планируется ввести так называемый плавающий акциз, призванный защитить внутренний рынок от колебаний курса рубля и нефтяных цен. В случае если стоимость поставки на экспорт превышает текущую биржевую цену топлива, бюджет вернет НПЗ половину разницы.
При возврате акциза для НПЗ, расположенных в глубине страны, далеко от экспортных рынков, в Поволжье, на Урале и в Сибири, будет применяться повышающий коэффициент, который призван компенсировать транспортные издержки. В проекте предусмотрены следующие коэффициенты: 1,1 для заводов Приволжского округа; 1,2 – для Уральского; 1,3 – для Сибирского. Многие заводы «Роснефти» и «Лукойла» попадают под эту льготу. По информации от источника РБК в кабмине, на поддержку отдаленных НПЗ планируется выделить 330 млрд руб.
Еще один объект правительственной заботы – небольшие НПЗ мощностью от 600 тыс. т, которые пока не поставляют бензин Евро-5 на внутренний рынок, т.к. они не успели завершить модернизацию. Завершение налогового маневра может привести к их закрытию. Как сообщили РБК федеральные чиновники, для ряда НПЗ (какие конкретно – пока так и не известно) предусмотрены более мягкие условия возвратного акциза в течение трех лет, при поставке на внутренний рынок не только бензина и нафты, но и дизельного топлива. Заводы меньшей мощности останутся без поддержки.
Размеры акцизов на текущий месяц будут рассчитываться по предыдущему месяцу.
Минфин также планирует ввести льготы для тех НПЗ, которые не успели завершить модернизацию и пока не поставляют на внутренний рынок бензин Евро-5, и для нефтеперерабатывающих предприятий, на 50% и более принадлежащих компаниям, попавшим под санкции.
Ожидается, что в итоге налоговый маневр со всеми запланированными налоговыми стимулами должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр).
По оценкам РБК, из-за этих льгот и преференций ожидаемая выгода бюджета (1,6 трлн руб.) может уменьшиться почти на 450 млрд руб.
Д. Медведев пообещал внести законопроект в Госдуму до окончания весенней сессии, чтобы парламентарии успели принять закон.
Цены на нашу продукцию