Рост цен на топливо за половину 2018 г. приблизился к показателю за весь 2017-й год и обогнал инфляцию. Один из самых значимых факторов роста – это акцизы.
Получить прайс-лист Топливный калькулятор
Офис продаж: Пн—Пт, 09:00—19:00 / Транспортная служба: круглосуточно
Адрес: Старокалужское ш, 65, Офис 500/13 117630 Москва
+7 (499) 113-54-49 24@magnumoil.ru
Каталог

Офис продаж:
Пн—Пт, 09:00—19:00

Транспортная служба:
Круглосуточно

Воспользуйтесь удобным топливным калькулятором для расчета стоимости ГСМ с учетом доставки
Перейти

Хаос как следствие ручного управления экономикой огромной страны с убитой промышленностью

Рост цен на топливо за первые пять месяцев 2018 г. приблизился к показателю за весь 2017-й год и обогнал инфляцию. Один из самых значимых факторов неудержимого роста – это акцизы, которые решили «плавно» повышать с января этого года, а потом вдруг передумали и стали резко понижать с июня.

По данным Росстата, цены на топливо в России с января 2018 г. выросли на 8%, особенно резкий рывок произошел в мае, когда бензин подорожал сразу на 7,3%. Для сравнения, согласно индексу «Петрол плюс» российской компании «ППР», рост цен на топливо в рознице за весь 2017 г. составил 8,1%.

На рынке В2В ситуация еще более критическая. Если до марта оптовые цены были стабильны или даже где-то снижались, то в течение апреля цены на топливо выросли на 13%. А в мае ситуацию усугубили мировые тенденции, когда впервые с 2014 г. цена на нефть превысила $75 за баррель. Вместе с ростом акцизов все это привело к тому, что на конец мая цена АИ-92 у производителей достигала 41 руб. за литр, АИ-95 – около  44 руб., АИ-98 – 49 руб., а стоимость литра дизельного топлива приблизилась к 44 руб. В своем отчете «Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов» от 23 мая ФАС зафиксировал парадоксальную ситуацию: «По состоянию 21.05.2018 оптовые цены на бензин превысили цены в рознице».

 

Игры с акцизами: одной рукой поднимаем, другой – снижаем

Вся эта картина полностью отражена на графике с сайта ФАС: темпы роста цен на топливо особенно ускорились в течение 2017 г. и резко рванули вверх в апреле 2018-го.

За счет чего произошел такой резкий скачок? Конечно же, дело в налогах, доля которых в конечной цене литра автомобильного топлива превышает 60%. И акцизы – это основной компонент в налоговой нагрузке. Поэтому правительству пришлось сделать выбор между неконтролируемым ростом цен на топливо и снижением акцизов.

То, что происходит с топливными акцизами в последние годы, – пример победы сил добра над силами разума. Этот компонент государство использует для латания всех дыр, но благие начинания легко рушатся под натиском суровой реальности. Так, согласно Налоговому кодексу, с 2015 по 2017 гг. был запланирован 5% рост акцизов на автомобильный бензин и 15% на дизельное топливо. Однако по факту за пять лет акцизы на бензин увеличились вдвое, а на дизтопливо – в 2,2 раза. В 2018 г. был запланирован рост акцизов на автомобильный бензин в среднем на 17%, на дизельное топливо – на 11,4%. И с 1 января новые ставки вступили в силу.

Несмотря на то, что акцизы – это один из основных факторов, влияющих на стоимость топлива, замглавы ФАС А. Голомолзин и глава Минфина А. Силуанов дружно уверяли в начале года, что темпы роста цены бензина будут соответствовать инфляции, т.е. 4% в 2018 году, по прогнозам Центробанка. Более реалистичные прогнозы давали независимые эксперты, например, старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова говорила о 7-8% росте топливных цен. Но реальность уже в мае превзошла все ожидания, когда темпы роста цен обогнали инфляцию.

Конечно, участники рынка в шоке, ценники на заправках меняются каждый день, водители по всей России выходят на акции протеста, «марши пустых канистр» проходят при поддержке местных властей. К концу мая ситуация накалилась, и правительство РФ экстренно решило с 1 июня снизить акцизы примерно на четверть: на бензин на 3 тыс. руб. за тонну и на дизельное топливо – на 2 тыс. руб. При этом было достигнуто соглашение со всеми участниками рынка о заморозке цен на июнь.

Тем не менее, изначально было ясно, что эта экстраординарная мера не панацея, и как аккуратно высказался ответственный за налоговую политику минфина Алексей Сазанов: «Скорее, мы ждем от этого шага дальнейшего неповышения цен». Независимые эксперты были настроены более скептически и предсказывали, что снижение акцизов на четверть не остановит рост топливных цен.

Поэтому в планах правительства – дальнейшее снижение фискальной нагрузки, с 1 июля обещают дополнительно снизить акцизы на 700 руб. за тонну.

 

Проблема приобретает политический характер

Неудивительно, что даже на горячей линии президента среди тщательно отобранных участников возник автолюбитель с острой темой. Президент привычно свалил вину за ценовой беспредел на прежнее правительство: «Это результат неточного регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики», – и сообщил о принятых «новым правительством» решениях по стабилизации цен, в первую очередь о снижении топливных акцизов.

В прямом эфире министр энергетики РФ Александр Новак отрапортовал, что рост цен остановлен благодаря срочным мерам, а если они опять начнут расти, правительство повысит экспортную пошлину. Путин вполне однозначно прокомментировал это заявление: «Это скорее угроза для компаний, надеюсь, использовать эту меру не придется».

Вице-премьер Дмитрий Козак пообещал президенту ежедневно мониторить цены на топливо и лично контролировать выполнение нефтяниками достигнутых договоренностей о стабилизации цен. Он считает, что пока нет необходимости устанавливать заградительные экспортные пошлины на топливо, но если крупные игроки рынка продолжат повышать цены, кабмин готов втрое увеличить вывозную пошлину на светлые нефтепродукты, т.е. практически уравнять ее с пошлиной на нефть. Это серьезная угроза для НПЗ, которые производят дизель и экспортируют примерно половину объемов.

 

Эксперты приветствуют снижение акцизов, но прогнозы неутешительны

Крупнейшие игроки рынка немедленно прореагировали на опасную правительственную инициативу. Так, глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявил, что повышение экспортной пошлины на нефтепродукты не решит проблему с ростом цен на топливо, но приведет к снижению эффективности переработки и сокращению объемов производства топлива. Представитель «Газпрома» уверен, что эта мера в целом принесет вред всей отрасли, спровоцирует дефицит топлива, а разумная альтернатива – это дальнейшее снижение акцизов. Конечно, государству акцизы снижать невыгодно, ведь это уменьшит налоговые отчисления.

По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, выпадающие доходы бюджета от снижения акцизов на топливо составят порядка 140 млрд руб. Из каких источников они будут возмещаться, правительство подумает осенью. Силуанов назвал пока два пути: «либо дополнительные ненефтегазовые доходы, либо заимствования».

Председатель Российского топливного союза Е. Аркуша также настаивает на необходимости снижения акцизов, но отмечает, что необходимо насыщать внутренний рынок нефтепродуктов. Эксперт заметил, что на экспорт идет не столько автомобильный бензин, сколько нафта, прямогонный бензин, т.е. «первичные продукты», а это приводит к сокращению выпуска бензина. Поэтому Е. Аркуша приветствует жесткое административное давление и дает простой рецепт исправления ситуации: «Надо повысить экспортные пошлины, снизить акциз, рубль привязать к нефтяным ценам. Тогда все было бы нормально», – цитирует его РИА Новости.

Президент Независимого топливного союза (НТС) П. Баженов считает, что снижение акцизов будет самым выгодным для бюджета в перспективе, но сложившуюся негативную тенденцию очень трудно будет переломить: «Вынужденные меры по снижению акциза радикально решить эту ситуацию вряд ли способны по той простой причине, что за долгий период накоплена негативная тенденция, дисбаланс между спросом и предложением, диспаритет цены на мелком опте и на рознице. У нас систематически возникает ситуация, где закупочные цены либо уравниваются с ценами реализации, либо, как сейчас, опт становится дороже розницы. Соответственно, это снижение способно лишь несколько компенсировать тот самый стремительный рост, несколько сдержать темпы данного роста». П. Баженов предлагает радикальные меры, вплоть до полной отмены топливных акцизов, и считает, что рост экспортной пошлины поможет сбалансировать цены и объемы производства на внешнем и внутреннем рынке, но это должно быть основано на ясных расчетах: «Насколько я понимаю, у нас сейчас опять предлагается какой-то ручной механизм. Однако ни о какой формульной системе ничего сказано не было и рассчитать ее, наверное, достаточно сложно, хотя принципиально возможно».

 

Мораторий на повышение цен продлится месяц

Комментируя снижение акцизов, Д. Козак отмечал, что крупнейшие компании «готовы выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо». Тем не менее, топливо потихоньку дорожает и, по данным globalpetrolprices.com, в среднем по стране за первые две недели июня стоимость бензина в рознице выросла на 10 копеек, с 45,49 до 45,59 руб., хотя цены на дизель держатся на уровне 44,02 руб. и не растут. Значительный рост, более 2% за неделю, отмечен в Крыму, где на 14 июня цены на заправках приблизились к психологическому барьеру в 50 руб.: 48,88 руб. в Судаке и 49,90 руб. в Симферополе. А в Краснодарском крае и Ростове-на Дону этот рубеж уже позади, средняя цена АИ-98 на 14 июня составила 50,72 и 51,02 соответственно.

Как видим, акцизы снизить можно, но к снижению цен это не приведет, кризис в нефтяной отрасли носит характер системный и хронический. Поэтому цены на топливо растут, лишь на какое-то время реагируя на ручные тормоза, на которые жмет правительство. И если в ближайшее время не будут определены действенные меры регуляции нефтяной отрасли, недавняя шутка может стать печальной реальностью: «Правительство обещает, что к концу 2018 года цены на топливо снизятся до 100 рублей».