Если рассмотреть факторы, которые так или иначе влияют на конечную цену топлива, оказывается, что нет прямой зависимости между ценой нефти и конечного продукта.
Получить прайс-лист Топливный калькулятор
Офис продаж: Пн—Пт, 09:00—19:00 / Транспортная служба: круглосуточно
Адрес: Старокалужское ш, 65, Офис 500/13 117630 Москва
+7 (499) 113-54-49 24@magnumoil.ru
Каталог

Офис продаж:
Пн—Пт, 09:00—19:00

Транспортная служба:
Круглосуточно

Воспользуйтесь удобным топливным калькулятором для расчета стоимости ГСМ с учетом доставки
Перейти

Почему российский бензин неизменно дорожает, как бы ни колебалась цена нефти? Это кажется парадоксом только на первый взгляд. Если же рассмотреть факторы, которые так или иначе влияют на конечную цену топлива, оказывается, что никакого парадокса нет, как нет и прямой зависимости между ценой нефти и конечного продукта.

На здоровом рынке, где цены формируются под влиянием спроса и предложения, именно рыночные факторы определяют, сколько будет стоить нефть и нефтепродукты. Опыт США и Европы служит наглядным примером: падение мировых цен на нефть сразу отражается в ценниках на заправках. Но чем слабее рыночная экономика в стране, тем больше непредсказуемых факторов участвует в цене конечного продукта, и сколько бы ни стоила нефть, цена конечного продукта – бензина, керосина, дизельного топлива, полиэтилена и т. д. – только растет.

Это где-то там, в другом мире, цены на топливо могут колебаться, в нашей реальности они всегда движутся в одном направлении – вверх. Прогнозы экспертов и участников рынка различаются лишь степенью пессимизма. Так, Центробанк в конце 2017 г. прогнозировал рост цен на автомобильное топливо в 2018 году на 5,3%. Предполагалось, что именно так отразится повышение акцизов. Замглавы ФАС А. Голомолзин и министр финансов А. Силуанов уверены, что цена бензина повысится соразмерно инфляции, т.е. примерно на 4%. Старший аналитик «Альпари» А. Бодрова уверена, что к концу 2018 г. бензин подорожает на 7-8%.

Но кто же мог предвидеть, что например, уже в первой половине апреля, после введения США новых антироссийских санкций, случится новый обвал рубля, и как следствие – новый скачок цен на топливном рынке. Как показывает многолетний опыт, предсказать динамику цен на топливо довольно сложно даже в пределах ближайших месяцев, т.к. на ценообразование в отрасли влияет множество различных факторов, как внутрироссийских, так и общемировых.

Какие же факторы стоят между нефтью и конечным продуктом, поступающим в бензобак потребителя?

Источники: Росстат, ФАС, US Energy Information Administration (EIA – статистическое и аналитическое агентство при Министерстве энергетики США)

Мы взяли для сравнения бензин в рознице в США и РФ, т.к. на январь 2018 г. его розничная цена в пересчете на рубль была почти одинакова в обеих странах: 41,2 руб. (РФ) и 41,99 руб. (США). Посмотрев на диаграмму, построенную на основании данных за 2017 г., мы легко поймем, почему бензин в России стоит так дорого, и почему его цена не зависит от цены нефти.

На стоимость бензина для конечного пользователя влияют четыре основных группы факторов: стоимость нефти, нефтепереработка, логистика и маркетинг, налоги. Цена топлива на заправке отражает эти основные компоненты плюс прибыль (а иногда и потери) всех участников процесса: НПЗ, транспортные компании, маркетологи, владельцы АЗС.

Стоимость нефти

Стоимость нефти, как и затраты на ее переработку, – это один из базовых факторов в формировании розничной цены на бензин. Его доля в цене конечного продукта постоянно изменяется и может сильно отличаться по регионам страны. Цены на нефть зависят и от спроса, и от предложения. На спрос влияет, в первую очередь, мировой экономический рост, а также сбои в международных и внутренних поставках нефти. Что касается предложения, то часто рост цен на нефть провоцируют действия ОПЕК, которая устанавливает верхний предел производства для стран-экспортеров нефти, состоящих в организации. Это очень весомый фактор, ведь по данным EIA, 44% нефти поставляют на мировой рынок именно страны-участницы ОПЕК. Им принадлежит почти три четверти от оценочных доказанных запасов нефти в мире, так что политика ОПЕК всегда будет одним из решающих факторов в стоимости нефти. Снизить его влияние можно, только наращивая собственную добычу, как и поступили в США в последние несколько лет.

Увеличение добычи нефти в США помогло заметно нивелировать роль этого фактора в цене нефти и бензина. Тем не менее, в нашей стране, как бы дешево ни стоила нефть, топливо всегда дорожает.

Казалось бы, все просто: бензин делают из нефти, а значит, если нефть дешевеет – цены на бензин растут, и наоборот. Изменение цены на нефть в ту или иную сторону должно приводить к таким же изменениям в ценнике бензина. Но мы наблюдаем ассиметричную реакцию, причем характерную не только для российского рынка. Этот парадокс не так давно рассматривали американские эксперты Р. Кауфман и К. Ласковски [Kaufmann R.K., Laskowski C. Causes for an asymmetric relation between the price of crude oil and refined petroleum products // Energy Policy. 2015]. Проблема здесь кроется в конъюнктурных и регулирующих факторах, т.е. не связанных прямо с сырьем и производством. Их доля в конечной цене нефтепродуктов ниже, но влияние на колебания цены значительно выше, чем стоимость сырья и его переработки.

Стоимость нефтепереработки

Размер затрат на переработку зависит от структуры рынка, расположения и мощности НПЗ, а потому может ощутимо различаться по регионам. На цену топлива влияет качество оборудования на конкретном НПЗ, тип используемой нефти и особенности технологии переработки. Расположение предприятия – очень значимый фактор, ведь в цепочку стоимости добавляются затраты на хранение и транспортировку сырья и продукта.

Важно также иметь в виду сезонные колебания на рынке, на которых играют НПЗ. Так, в активные периоды сельхозработ, в сезон отпусков спрос на бензин заметно растет, и заводы не упускают возможности повысить цены.

Значительную роль играет структура рынка нефтепереработки, ведь стратегии его основных игроков прямо влияют на оптовые и розничные цены. Чем ниже уровень конкуренции, тем больше условий для завышения цен. Слияния компаний, доминирование нефтяных ВИНК (вертикально интегрированных компаний), высокая концентрация на рынке нефтепродуктов приводят к неконтролируемому росту цен. И тут уже задача государства – создание условий для развития конкуренции и системное применение эффективного антимонопольного регулирования.

В последние годы мы можем непосредственно наблюдать, как цены на топливо зависят от нефтепереработки. Еще в  2011 г. ФАС, Росстандарт, Ростехнадзор и нефтяные компании подписали соглашения о модернизации НПЗ, чтобы повысить глубину переработки топлива и при этом снизить стоимость переработки. Модернизацию начали с оборудования для переработки дизельного топлива, и уже к 2015 г. на рынке дизеля предложение превысило спрос, что сразу привело к снижению его стоимости. Эксперты из Министерства энергетики прогнозировали к 2018 г. такой же эффект и для бензина, но тут в дело вступили неконъюнктурные факторы – налоговый маневр и акцизы, – и прогнозы  не оправдались. Как пишет «Коммерсант», ситуация может улучшиться в мае 2018 г., когда из ремонта выйдут Рязанский завод и самарская группа НПЗ, что приведет к росту предложения на рынке и, возможно, снизит цены на бензин.

Логистика и маркетинг

Расходы на транспортировку нефтепродуктов, маркетинг и маржа ритейлеров прямо связаны с рыночной конъюнктурой, и доля этих факторов практически идентична в конечной цене бензина в США (17%) и РФ (18%).

Большинство нефтепродуктов отправляются с НПЗ по трубопроводам на локальные терминалы рядом с потребителями, откуда их уже цистернами перевозят на АЗС или отправляют на экспорт. На этой стадии в топливо могут добавлять другие компоненты (такие, как этанол), чтобы соответствовать нормам местного законодательства и запросам рынка. Транспортные расходы сильно зависят от местоположения АЗС относительно оптовика. Очевидно, что чем ближе к НПЗ, тем ниже ценник на АЗС. Поэтому в масштабах страны так важно, чтобы НПЗ были расположены равномерно по всей территории.

Одни заправки принадлежат НПЗ, и управляет ими сам нефтепереработчик, другие же являются независимыми предприятиями, которые покупают бензин у НПЗ и посредников. Цена на АЗС также зависит от факторов местного рынка, таких как выгодное расположение и маркетинговая стратегия владельца.

Как и любой другой товар, бензин реагирует на колебания предложения. Так, в начале апреля предложение на рынке снизилось, и все АЗС тут же поспешили поднять цены на 10-15 коп. Дальше свою роль сыграл макроэкономический фактор: из-за американских санкций курс рубля упал примерно на 15%. Экспорт стал значительно более выгодным, чем поставки на внутренний рынок, и это тоже немедленно вызвало повышение стоимости топлива в рознице. Как отмечает норвежский эксперт З. Норенг, «нефтеэкспортирующие страны в дополнение к риску волатильности цен на нефть, также подвержены валютному риску, который зависит от структуры внешней торговли (направлений и объемов импорта)» (Noreng Ø. The case for euro oil trading // OPEC Energy Review. – 2008. – Т. 32. – №1).

Расходы конечного продавца включают фонд заработной платы, стимулирующие выплаты, оборудование, стоимость лизинга или аренды, страховки, непредвиденные расходы, а также налоги, как в государственный, так и местный бюджет.  Даже находящиеся рядом заправки могут иметь различных поставщиков, их арендные платежи и схемы организации работы в целом могут сильно отличаться, что прямо влияет на цены.

Налоги и сборы

Во всем мире ценник на заправке больше всего зависит от факторов производственных, т.е. от стоимости нефти и ее переработки. В стоимости американского бензина они составляют 64%. Удивительное совпадение! Согласно официальному разъяснению ФАС, сделанному в начале 2018 г., в цене топлива для российского потребителя 65% составляют налоги. Поэтому в нашей стране причиной ценовых колебаний служат, в первую очередь, регулирующие факторы, т.е. государственная политика, налогообложение, экологические стандарты.

Это и неудивительно, ведь в сырьевой модели государства существенную часть дохода в бюджет приносят экспортные пошлины и НДПИ, а также акцизы.

Наше государство крайне непоследовательно в своей политике, и нередко его благие начинания только ухудшают ситуацию для участников рынка. Так получилось с налоговым маневром, на который возлагали столько надежд.

В 2014 г. В.В. Путин дал отмашку провести налоговый маневр в нефтяной отрасли. Сценарий операции был разработан совместно Минфином с Минэнерго, согласован с президентом Роснефти И. Сечиным. Планировалось одновременно сократить экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты и повысить НДПИ на нефть. Таким образом правительство собиралось выровнять условия деятельности нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках, снизить налоговую нагрузку.

Но маневр не удался, соглашение постоянно корректировалось из-за необходимости срочно латать дыры в бюджете. Например, где взять 165 млрд руб. на строительство Крымского моста и завершение кольца в Калининградской области? Конечно, повысить акцизы на топливо! А ведь налоговый маневр предусматривал их снижение…

В результате маневра ожидалось повышение эффективности нефтепереработки на российских НПЗ и снижение налоговой нагрузки на нефтяной сектор с 55%  от выручки компаний на тот момент до 45%. Как видим на сегодня, результат обратный: налоговое бремя выросло до 65%. Невыполнение обещанного правительством демотивирует НПЗ модернизировать производство, повышать глубину переработки.

И таким образом, государственная политика на рынке топлива – это не только один из определяющих факторов конечной стоимости нефтепродуктов, она непосредственно влияет на все остальные факторы в структуре стоимости топлива для конечного потребителя.

Оснований для оптимизма пока нет

Степень влияния каждого из этих факторов на розничную цену конкретного вида топлива, и даже бензина разных марок, может сильно отличаться, но тенденция именно такова.

Как видим, большинство из решающих факторов практически нереально предсказать, от вездесущей геополитики до погодных катаклизмов в конкретном регионе. И становится окончательно ясно, что в таких условиях значение для цены российского бензина цены барреля нефти, колебаний нефтяных цен на мировых биржах сильно преувеличено. Диванные аналитики могут расслабиться.

Ясно только одно: сгладить последствия негативных факторов способна последовательная взвешенная налоговая политика, стабилизация экономики страны и скорейшая модернизация НПЗ.