Ситуация с налоговым маневром, на который возлагали много надежд, лишний раз подтверждает, насколько непоследовательна государственная политика на рынке топлива.
Получить прайс-лист Топливный калькулятор
Офис продаж: Пн—Пт, 09:00—19:00 / Транспортная служба: круглосуточно
+7 (499) 113-54-49 24@magnumoil.ru
Каталог

Офис продаж:
Пн—Пт, 09:00—19:00

Транспортная служба:
Круглосуточно

Воспользуйтесь удобным топливным калькулятором для расчета стоимости ГСМ с учетом доставки
Перейти

Налоговый маневр в нефтяной отрасли близится к завершению

Краткосрочные интересы победили, долгосрочные стратегии откладываются до лучших времен.

 

Ситуация с налоговым маневром, на который возлагали столько надежд, лишний раз подтверждает, насколько непоследовательна государственная политика на рынке топлива, благие начинания в нефтяной сфере в основном только ухудшают ситуацию для всех участников рынка. Четвертый год идет эта реформа, и уже можно однозначно оценить ее воздействие на отрасль и налогоплательщиков.

 

Налоговый маневр, затеянный в 2015 г., должен был завершиться в 2017-м. В 2014 г государство в кои то веки притормозило с поиском новых источников поступлений в бюджет, сделало ставку не на краткосрочные интересы, а на долгосрочные стратегические решения.

Реформа разрабатывалась совместно Минфином с Минэнерго, все меры были согласованы с президентами России В. Путиным и «Роснефти» И. Сечиным. Сокращая экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты и повышая НДПИ на этапе нефтедобычи, правительство стремилось снизить налоговую нагрузку и выровнять условия деятельности нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках. Однако из-за макроэкономических факторов и необходимости срочно латать дыры в бюджете окончательный перенос налоговой нагрузки с экспорта на добычу постоянно откладывался, а оперативные меры типа роста акцизов только ухудшают положение участников рынка.

Уже в 2015–2016 гг. многие российские эксперты признавали, что основная цель налогового маневра не удалась. По мнению  Г. Идрисова и А. Каукина, налоговый маневр наносит ущерб бюджетной консолидации, а Д. Гордеев обратил внимание, что «возникла ситуация, при которой доля налогов в рублевом выражении в тонне нефтепродуктов для внутреннего рынка значительно превышает долю налогов в тонне нефтепродуктов, отправляемых на экспорт» (Гордеев Д. Повышение акцизов блокирует налоговый маневр // Экономическое развитие России. 2016. № 9. С. 49–53.).

В 2016 г. реформа была приостановлена из-за проблем с бюджетом. Вместо снижения экспортной пошлины с 42% до 36% фискальная нагрузка на отрасль в целом выросла. В 2017 г. эта тенденция усугубилась. В марте 2018 г. Директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазанов оценил потери от приостановки налогового маневра в нефтяной отрасли в 2017 г. в 1 трлн руб. Рост стоимости топлива обогнал инфляцию в три раза. В текущем году в результате повышения акцизов налоговый маневр оказался просто заблокирован. Уже в апреле котировки достигли исторического максимума, по данным Росстата. 

Ситуацию с неэффективным налоговым маневром объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков: «Сейчас происходит налоговый маневр, когда экспортная пошлина понижается и вся нагрузка переходит на скважину. НДПИ растет. И получается что сырье, то есть нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов, становится дороже. Естественно, что они это все перекладывают на стоимость конечного бензина и все начинает оплачивать обычный потребитель». Вместе с ростом акцизов и нефтяных котировок получается, что экспорт нефтепродуктов выгоднее, чем их реализация на отечественном рынке.

Похоже, что и сейчас ситуация все так же далека от завершения.

В январе 2018 г. заместитель министра финансов Илья Трунин сообщил, что Минфин считает возможным завершить налоговый маневр нефтяной отрасли в 2019 г., при условии, что нынешней весной будет принято решение, согласованное со всеми заинтересованными сторонами. В конце марта готовность завершить маневр подтвердил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. По его мнению, окончательный отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при эквивалентном увеличении НДПИ на нефть и газовый конденсат помогут «созданию эффективной конкурентной среды в нефтяной отрасли». При этом завершение налогового маневра в нефтяной отрасли должно произойти одновременно с принятием мер поддержки НПЗ. По словам А. Сазанова, предложения по модернизации представило и Минэнерго. В ведомстве настроены оптимистично и уверены, что все проблемы решатся завершением налогового маневра и окончательным переносом налоговой нагрузки с экспорта на добычу.

Однако эти ожидания не разделяет Минэнерго и нефтяники, ведь обещанные меры по их поддержке так и не были согласованы правительством, несмотря на поручения президента и премьера. Напротив, их положение только ухудшилось из-за роста акцизов и углубления экономического кризиса. Минэнерго предлагает другой подход к ускорению модернизации НПЗ: вместо введения новых акцизов – система «обратных акцизов», т.е. фактический возврат переработчикам части акциза на нефть, если их продукция не уходит на экспорт.

Представитель Минэнерго Антон Рубцов уверен, что завершение налогового маневра в нынешних условиях приведет к убыткам в нефтепереработке и к росту розничных цен на топливо.

Поэтому наиболее реальным сроком завершения маневра видится 2022 г. По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, правительство собирается рассмотреть предложения Минфина по дальнейшей реализации налогового маневра. «Но есть общее понимание, что это будет делаться, скорее всего, после 2022 года, а не до этого. До этого пока не планируется каких-то радикальных мер».

А пока ведомства не могут прийти к согласию, нефтяные гиганты продолжают лоббировать свои интересы, и вот уже И. Сечин просит у президента беспрецедентные налоговые льготы для «Роснефти», которые составят 145 млрд руб. в год. Новый состав правительства при новоизбранном президенте не внушает больших надежд на радикальные перемены, ведь участники процесса все те же.

Array

Цены на нашу продукцию

Стоимость актуальна на 10.09.2024

Позвоните вашему персональному менеджеру по телефону +7 495 123-45-67

*Цена при самовывозе.