Налоговый маневр в нефтяной отрасли близится к завершению
Краткосрочные интересы победили, долгосрочные стратегии откладываются до лучших времен.
Ситуация с налоговым маневром, на который возлагали столько надежд, лишний раз подтверждает, насколько непоследовательна государственная политика на рынке топлива, благие начинания в нефтяной сфере в основном только ухудшают ситуацию для всех участников рынка. Четвертый год идет эта реформа, и уже можно однозначно оценить ее воздействие на отрасль и налогоплательщиков.
Налоговый маневр, затеянный в 2015 г., должен был завершиться в 2017-м. В 2014 г государство в кои то веки притормозило с поиском новых источников поступлений в бюджет, сделало ставку не на краткосрочные интересы, а на долгосрочные стратегические решения.
Реформа разрабатывалась совместно Минфином с Минэнерго, все меры были согласованы с президентами России В. Путиным и «Роснефти» И. Сечиным. Сокращая экспортные пошлины и акцизы на нефтепродукты и повышая НДПИ на этапе нефтедобычи, правительство стремилось снизить налоговую нагрузку и выровнять условия деятельности нефтяных компаний на внутреннем и внешнем рынках. Однако из-за макроэкономических факторов и необходимости срочно латать дыры в бюджете окончательный перенос налоговой нагрузки с экспорта на добычу постоянно откладывался, а оперативные меры типа роста акцизов только ухудшают положение участников рынка.
Уже в 2015–2016 гг. многие российские эксперты признавали, что основная цель налогового маневра не удалась. По мнению Г. Идрисова и А. Каукина, налоговый маневр наносит ущерб бюджетной консолидации, а Д. Гордеев обратил внимание, что «возникла ситуация, при которой доля налогов в рублевом выражении в тонне нефтепродуктов для внутреннего рынка значительно превышает долю налогов в тонне нефтепродуктов, отправляемых на экспорт» (Гордеев Д. Повышение акцизов блокирует налоговый маневр // Экономическое развитие России. 2016. № 9. С. 49–53.).
В 2016 г. реформа была приостановлена из-за проблем с бюджетом. Вместо снижения экспортной пошлины с 42% до 36% фискальная нагрузка на отрасль в целом выросла. В 2017 г. эта тенденция усугубилась. В марте 2018 г. Директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазанов оценил потери от приостановки налогового маневра в нефтяной отрасли в 2017 г. в 1 трлн руб. Рост стоимости топлива обогнал инфляцию в три раза. В текущем году в результате повышения акцизов налоговый маневр оказался просто заблокирован. Уже в апреле котировки достигли исторического максимума, по данным Росстата.
Ситуацию с неэффективным налоговым маневром объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков: «Сейчас происходит налоговый маневр, когда экспортная пошлина понижается и вся нагрузка переходит на скважину. НДПИ растет. И получается что сырье, то есть нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов, становится дороже. Естественно, что они это все перекладывают на стоимость конечного бензина и все начинает оплачивать обычный потребитель». Вместе с ростом акцизов и нефтяных котировок получается, что экспорт нефтепродуктов выгоднее, чем их реализация на отечественном рынке.
Похоже, что и сейчас ситуация все так же далека от завершения.
В январе 2018 г. заместитель министра финансов Илья Трунин сообщил, что Минфин считает возможным завершить налоговый маневр нефтяной отрасли в 2019 г., при условии, что нынешней весной будет принято решение, согласованное со всеми заинтересованными сторонами. В конце марта готовность завершить маневр подтвердил директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. По его мнению, окончательный отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при эквивалентном увеличении НДПИ на нефть и газовый конденсат помогут «созданию эффективной конкурентной среды в нефтяной отрасли». При этом завершение налогового маневра в нефтяной отрасли должно произойти одновременно с принятием мер поддержки НПЗ. По словам А. Сазанова, предложения по модернизации представило и Минэнерго. В ведомстве настроены оптимистично и уверены, что все проблемы решатся завершением налогового маневра и окончательным переносом налоговой нагрузки с экспорта на добычу.
Однако эти ожидания не разделяет Минэнерго и нефтяники, ведь обещанные меры по их поддержке так и не были согласованы правительством, несмотря на поручения президента и премьера. Напротив, их положение только ухудшилось из-за роста акцизов и углубления экономического кризиса. Минэнерго предлагает другой подход к ускорению модернизации НПЗ: вместо введения новых акцизов – система «обратных акцизов», т.е. фактический возврат переработчикам части акциза на нефть, если их продукция не уходит на экспорт.
Представитель Минэнерго Антон Рубцов уверен, что завершение налогового маневра в нынешних условиях приведет к убыткам в нефтепереработке и к росту розничных цен на топливо.
Поэтому наиболее реальным сроком завершения маневра видится 2022 г. По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, правительство собирается рассмотреть предложения Минфина по дальнейшей реализации налогового маневра. «Но есть общее понимание, что это будет делаться, скорее всего, после 2022 года, а не до этого. До этого пока не планируется каких-то радикальных мер».
А пока ведомства не могут прийти к согласию, нефтяные гиганты продолжают лоббировать свои интересы, и вот уже И. Сечин просит у президента беспрецедентные налоговые льготы для «Роснефти», которые составят 145 млрд руб. в год. Новый состав правительства при новоизбранном президенте не внушает больших надежд на радикальные перемены, ведь участники процесса все те же.
ArrayЦены на нашу продукцию