Существует два вида топлива для самолетов. В небольших летательных аппаратах,оснащенных поршневыми двигателями, используется бензин (который по составу несколько отличается от автомобильного). Все остальные воздушные суда, оснащенные газотурбинными двигателями (турбореактивными, турбовинтовыми), заправляются реактивным топливом, или авиационным керосином.
Какие виды авиационного керосина используются для заправки двигателей самолетов?
Реактивное топливо для дозвуковой авиации производят в соответствии с положениями ГОСТ 10227-86, для сверхзвуковой – ГОСТ 12308-89. Первый стандарт определяет требования к таким маркам топлива, как ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, второй – к Т-6 и Т-8В. Одна из самых популярных марок авиационного керосина, используемого в России, – ТС-1. Этот продукт получают из нефти с высоким содержанием серы. В Европе большинство авиакомпаний использует авиакеросин Jet A-1, который считается более экологичным благодаря меньшему содержанию серы. При изготовлении керосина «Джет» прямогонная керосино-легроиновая фракция проходит полноценную процедуру гидроочистки. Российский же продукт представляет собой смесь гидроочищенного и неочищенного прямогонного дистиллятов.
Какие особенности реактивного топлива ТС-1?
Марки авиационного керосина ТС-1 и «Джет» включены в списки допустимых видов топлива как для российских лайнеров, так и для семейств Airbus и Boeing, выполняющих полеты в пределах России. Отечественное топливо получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки сырья или же в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом. Технология производства продукции этого вида мало отличается от стандартной, за исключением более строгих требований к содержанию в готовом продукте серы и примесей с этим элементом. Важно, чтобы массовая доля серы в ТС-1 не превышала 0,2 %, а серосодержащих примесей – 0,003 %. За счет этого удается уменьшить количество продуктов сгорания, а также вредных окислительных процессов, которые происходят в работающем двигателе, вызывая образование поверхностного налета на деталях и снижая прочность металла.
Какое реактивное топливо марки РТ?
Реактивное топливо РТ – продукт высшей категории качества. Его получают гидроочисткой прямогонных керосиновых фракций с пределами выкипания +135–280 °С. В процессе производства этого продукта удается снизить содержание серы и меркаптанов до показателей 0,1 % и 0,001 % соответственно. Но одновременно ухудшаются противоизносные свойства и химическая стабильность состава. Для решения этой проблемы в топливо вводят антиокислительные и противоизносные присадки.