Новость о том, что в России разрешили ЕВРО 0, не стала шоковым событием, но далеко не все прочитали ее полностью и вникли в суть нововведения. Итак, 12 мая 2022 года подписан новый Техрегламент и Постановление Правительства, разрешающие выпуск автомобилей ЕВРО 0 в России, но с рядом оговорок, делающих документ не столь масштабным, как можно было ожидать. Регламент отменяет требования к выпуску автомобилей с обязательным оснащением двигателями и выхлопными системами ЕВРО 5, как это было с 2019 года, а в Европе с 2016 года. Кроме того, выпускаемые на территории РФ автомобили теперь можно не оснащать системами ABS и ESP. Нововведения вынужденные, связанные с проблемами комплектации авто компонентами, попавшими под санкции.
Правительство России разрешило производство и выпуск автомобилей с нулевым экологическим классом только крупным отечественным производителям, на короткий период, пока не будет восстановлено нормальное обеспечение соответствующими компонентами. Тем не менее, если в конструкции импортного авто предусмотрен катализатор, то он должен быть на месте. Если автомобиль выпускает иностранный производитель на территории РФ, например, китайский, то на него требования экологического стандарта ЕВРО по-прежнему распространяются.
Что значит нулевой экологический класс автомобиля?
Если говорить откровенно, то требования к выпуску автомобилей и двигателей класса ЕВРО 5 и более ранних экологических стандартов большинством россиян воспринимаются как нечто несерьезное, своего рода баловство западных производителей и регуляторов. Двигатели низкого экологического класса никого не шокируют, владельцы авто сами снимают катализаторы и сажеуловители, прошивают ЭБУ под ЕВРО-3 и ниже. Для чего и почему:
- стоимость катализаторов довольно высока, владельцу проще после 120 тысяч км пробега избавиться от узла, создающего проблемы с мощностью и переходом в аварийный режим;
- после всех манипуляций автомобиль все равно перестает соответствовать жестким требованиям ЕВРО 5, и это далеко не всегда выявляется при проверках;
- низкое качество топлива становится причиной ускоренного выхода из строя каталитических нейтрализаторов и компонентов систем впрыска;
- разрешение ЕВРО-2 позволяет уйти от трудностей, возникших с компонентами систем впрыска топлива, права на которые принадлежат BOSCH.
Россия переходит на экологический класс ЕВРО 0 не в полном объеме, вынужденно, без серьезных возражений со стороны покупателей и эксплуатантов машин.
Что значит класс двигателя ЕВРО 0? — это отсутствие экологических требований, ограничений на выброс оксидов азота, угарного газа и оксидов углерода. Фактически это означает откат требований к выбросам для некоторых автомобилей, например, для КАМАЗа, к стандартом 1990 года. Автомобили экологического класса ЕВРО 0 не имеют катализаторов, дизельные могут обходиться без сажеуловителя, не требуется установка лямбда-зондов и электроники, поставки которой если не запрещены полностью, то сильно ограничены.
Что такое экологическая классификация автомобильной техники?
Правила оценки колесных транспортных средств по соответствию экологическим стандартам были введены в России, так как страна является участником Женевской конвенции о дорожном движении. Европейский стандарт EURO 5, введенный в стране, не последний. На территории ЕС уже действует ЕВРО 6, но Россия его пока не вводила, и теперь непонятно, когда введет.
Что означает эта классификация? — класс ЕВРО по требованиям ЕС ограничивает выбросы оксидов тяжелых металлов, устанавливает ограничение на содержание в выхлопе СО, что на практике реализуется путем измерения количества кислорода в потоке выхлопных газов. Если лямбда-зонды улавливают его недостаточно, то автомобиль не проходит проверку, его эксплуатация может быть запрещена, а на владельца распространяются штрафные санкции. Требования к ввозу машин любого типа с двигателем ЕВРО-5 не отменены.
Какие экологические классы автомобилей допускаются на дороги РФ?
К движению по дорогам в России допускаются автомобили с экологическим классом не ниже ЕВРО 2, что было установлено первым экостандартом от 2006-го года. Но это касается ввоза и производства. Фактически ездить можно на любой старой отечественной и импортной машине, которая была выпущена раньше, и ее производитель не был обязан вводить ограничения по экологии. Сейчас при снятии катализатора с автомобиля владельцы прошивают ЭБУ под ЕВРО-3, стандарт с мягкими ограничениями.
Экологический код в техпаспорте и VIN-номере ставится на основании действующий стандартов. Список автомобилей, на которые временно не распространяется жесткий набор требований ЕВРО-5, приведен в Постановлении Правительства, в приложении. В России вернули нулевую экологическую классификацию не всем, не навсегда, а до момента, когда ситуация с выпуском двигателей станет предсказуемой.
Как возникла сертификация Евро?
Классификация по стандартам ЕВРО вводилась поэтапно, каждый новый класс означал ужесточение требований к содержанию в выхлопе определенных веществ и соотношению СО/кислород.
Класс ЕВРО-1 распространялся только на бензиновые двигатели, действовал с 1992 до 1995 года, затрагивал содержание оксидов азота, углерода и углеводородов.
Класс ЕВРО-2 — это снижение токсичности выбросов в 3 раза в сравнении с предыдущим классом. Введен в России с 2006 года.
Класс ЕВРО-3 — это снижение токсичности еще на 40 % и распространение стандартов на дизели, в том числе грузовики, спецтехнику.
Класс ЕВРО-4 в России был введен в 2010 году, его внедрение несколько запоздало в сравнении с ЕС, но этот класс вызвал немало споров и возражений среди производителей. Требования оказались очень жесткими.
Класс ЕВРО-5 в России начал действовать в 2016 году, в соответствии с ним количество оксидов азота в выхлопе должно быть снижено сразу в 5 раз относительно ЕВРО-4.
Авто низкого экологического класса в РФ продолжают эксплуатироваться. Возобновление стандарта ЕВРО 0 и ЕВРО-2 стоит рассматривать как временный и вынужденный шаг. Вернули и одобрили старые требования под действием сложных обстоятельств, которые рано или поздно изменятся.
Какие требования к экологичности автомобиля в современном мире?
Основные требования к экологии автомобиля сводятся к минимизации содержания оксидов азота, минимальному выбросу углерода, сажи (твердых частиц), свинца и тяжелых металлов. ЕВРО-6 в российские регламенты еще не включен, и это связано с особенностями технологии производства топлива. Глобальные изменения в области нефтепереработки, признанные свершившимися в 2016-м году, привели к появлению нового пакета требований. Проблемой стало то, что дело уже не столько в двигателе и катализаторе, а повышенных требованиях к самому источнику выброса, топливу.
Новость из последних: производственные мощности заводов РЕНО переходят в распоряжении государства в РФ. На их базе вероятно возобновление бренда «Москвич», как сообщил С.С. Собянин. Какие экологические требования будут на них распространяться? — это пока вопрос без ответа.