Решение было принято после почти двух недель беспрерывного роста биржевых котировок бензина и ДТ. Причем эту меру можно считать превентивной, поскольку в розницу рост цен пока не ретранслировался. Весной заканчивается сезон низкого спроса на топливо, его потребление начинает увеличиваться, что вместе с ростом биржевых котировок могло бы привести к резкому подорожанию бензина и ДТ на АЗС.
При этом основным экспортным товаром из нефтепродуктов в России был не бензин, а именно дизель, до половины объемов его производства ранее уходило за границу. Кроме того, весной начинается сезон сельскохозяйственных работ, где в основном используется ДТ. Но экспорт дизеля пока решили не трогать, поскольку полный запрет его экспорта весьма болезнен для нефтяных компаний и может повлиять на объемы добычи нефти и ее переработки, а в результате и на доходы бюджета нашей страны.
Основным экспортным товаром из нефтепродуктов в России является не бензин, а дизельное топливо, до половины его объемов уходит за границу
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, когда запрет на экспорт нефтепродуктов из России вводился в 2023 году, мощности хранения дизеля в системе «Транснефти» заполнились примерно через 2 недели, после чего запрет на экспорт трубопроводного дизельного топлива правительству пришлось отменить.
Но в 2023 году запрет был введен после резкого роста розничных цен, почти на 10% по сравнению с концом 2022 года. Сейчас в рознице говорить о каком-то серьезном подорожании топлива не приходится. По данным Росстата, с конца прошлого года марки бензина АИ-92 и АИ-95 выросли в цене на 0,6%, марки АИ-98 и выше — на 0,2%, а ДТ подешевело — на 0,1%.
По мнению заместителя председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, меры, принимаемые правительством, профилактические. Основная их задача — дать сигнал нефтяным компаниям и трейдерам, что государство готово быстро и жестко реагировать на любые отклонения от нормального функционирования рынка, не доводя до кризисных ситуаций. Впервые за много лет правительство превентивно сглаживает цены на внутреннем рынке нефтепродуктов перед пиком спроса. Лучше было ввести запрет сейчас, нежели бегать с выпученными глазами в мае, июне или июле и кричать: «Что нам делать, у нас уборочная, люди ездят в отпуска, а топливо растет», отмечает эксперт.
Как поясняет Чернов, причины для ввода запрета экспорта топлива к концу февраля уже были. В течение месяца цены на топливо на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) росли ускоренными темпами и увеличились в среднем на 10% за тонну. Рост цен на топливо отражается на стоимости всех товаров, отсюда подорожание их доставки закладывают в конечную цену для потребителя.
Так как рост оптовых цен в феврале примерно вдвое превысил ожидаемые Банком России среднегодовые темпы инфляции в стране по итогу года в 4,5%, то отражение такого роста оптовых цен на розничных стало бы очень мощным проинфляционным фактором для экономики, считает эксперт.
Так как рост оптовых цен в феврале примерно вдвое превысил ожидаемые Банком России среднегодовые темпы инфляции в стране по итогу года в 4,5%, то отражение такого роста оптовых цен на розничных стало бы очень мощным проинфляционным фактором для экономики, считает эксперт.
По его мнению, после запрета биржевые котировки опустятся минимум на 5%. Это подтверждают данные первых торгов после объявления о запрете экспорта бензина 27февраля. Марка АИ-92 подешевела на 3,3%, а ДТ — на 1,4%. Котировки марки АИ-95 продолжили рост, но уже незначительно — на 0,3%.
При этом в случае неблагоприятной ситуации на рынке и продолжения роста биржевых котировок исключить введение полного запрета на экспорт ДТ также нельзя. Только тогда это уже будет не превентивная мера, а вполне серьезное давление на нефтяные компании, на их экономику и доходы. К сегодняшнему дню биржевые цены летнего ДТ (58,8 тыс. рублей за тонну) далеки от сентябрьских пиков прошлого года (73,8 тыс. рублей за тонну), но с начала этого года они выросли более чем на 7 тыс. рублей. Впрочем, дальнейший рост маловероятен, если только в результате внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Осталось разобраться с ростом нормативов продаж на бирже. Почему его подняли для ДТ и оставили прежним для бензина. Как отмечает Чернов, власти посчитали, что дефицит бензина на внутреннем рынке после ввода запрета на экспорт будет нивелирован, а объемы предложения дизеля на внутреннем рынке необходимо дополнительно нарастить.
Почти весь производимый в стране бензин и так предназначается для внутреннего рынка, говорит Гусев. Тут вопросы уже не столько в объемах предложения на биржи, сколько в соотношении предложения АИ-92 и АИ-95, критически важно увеличение объемов последнего. Кроме того, необходим перевод на биржу мелкооптового сегмента, который сейчас в основном покупает бензин на нефтебазах. Из-за этого мы не видим реального спроса и предложения в мелком опте. Этот сегмент рынка не контролируется, он непрозрачен.
По мнению Гусева, поэтому для бензина также нужно повышать биржевые нормативы продаж, причем как для крупного опта, так и для мелкого. Либо полностью переводить всю систему взаимодействия клиентов с поставщиками и нефтебазами на биржевую систему.
Необходимо также отметить, что запрет экспорта бензина не касается поставок в страны ЕАЭС, Узбекистан, Монголию, Абхазию и Южную Осетию. То есть тех направлений, куда бензин традиционно экспортировался из России до введения санкций США и эмбарго ЕС на его импорт в феврале 2023 года. Ограничения Запада изменили структуру экспорта российских нефтепродуктов. Если в 2020-2022 годах экспорт бензина составлял 5-10% от объемов нашего производства, то в 2023 году достигал уже 15%. В основном выросли поставки бензина в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки.
И последний нюанс касается возможного затоваривания рынка бензином после запрета на его экспорт, результатом которого может стать снижение производства. Эксперты считают, что оно маловероятно. К тому же, как отмечает Гусев, запрет введен на высокий сезон его потребления внутри страны.
По мнению Чернова, в случае такого сценария запрет всегда можно будет снять. Не обязательно удерживать его на протяжении всего срока в 6 месяцев. В целом же по бензину, учитывая не самую высокую долю экспорта в его производстве, затоваривание может произойти через 3-6 месяцев.