Ещё один сайт на WordPress
Получить прайс-лист Топливный калькулятор
Офис продаж: Пн—Пт, 09:00—19:00 / Транспортная служба: круглосуточно
Адрес: Старокалужское ш, 65, Офис 500/13 117630 Москва
+7 (499) 113-54-49 24@magnumoil.ru
Каталог

Офис продаж:
Пн—Пт, 09:00—19:00

Транспортная служба:
Круглосуточно

Воспользуйтесь удобным топливным калькулятором для расчета стоимости ГСМ с учетом доставки
Перейти

Оптовые цены на бензин в РФ отрываются от розницы при бездействии регуляторов

Российский топливный рынок к началу марта вернулся в состояние кризиса: оптовые цены снова бьют рекорды, угрожая дефицитом ресурсов из-за разрыва с розницей, всё так же приносящей убытки производителям и продавцам нефтепродуктов.

Участники рынка говорят, что ждут действий регуляторов, под пристальным вниманием которых находится розничный сегмент, но подорожание социально значимого бензина в преддверии выборов не вяжется с политической повесткой, и власти пока медлят, ограничившись лишь требованием символического роста биржевых продаж.

“Решения нет, ситуация “заметена под ковер”, но сама собой не устранится. Опережающий инфляцию рост (цен) на АЗС неизбежен, так как иных способов обратить внимание на проблему нет”, – уверен участник заседания Российского топливного союза, объединяющего участников российского рынка нефтепродуктов. Заседание прошло в конце февраля.

Средние оптовые цены бензина марок Аи-92 и Аи-95 по итогам биржевых торгов 2 марта достигли максимума с начала этого года, прибавив 16-18% за два прошедших месяца на фоне ограниченного предложения объёмов.

Хрупкий баланс оптовых и розничных цен на топливо в РФ был разрушен во многом из-за ослабленного рубля, потерявшего связь с мировыми ценами на нефть: сегодня рублевая цена барреля в 1,5 раза выше уровня, по которому верстался бюджет страны.

Слабый рубль при растущих мировых ценах на углеводороды забрасывает экспортный паритет для нефтепродуктов к историческому максимуму, провоцируя дальнейшее укрепление оптовых цен внутри страны. При этом рознице дозволено расти только в рамках инфляции – около 4% в год, по действующему соглашению регуляторов и нефтекомпаний от 2018 года.

Первые кризисные сигналы прозвучали в Хабаровском крае, который в январе встал в очередях на АЗС после аварии на местном НПЗ. Попытки перебросить ресурс в Хабаровск оголили сопредельные регионы, вызвав там также повышение цен и нехватку продукта.

Минэнерго РФ собрало 28 января совещание, на котором присутствовали нефтяные компании и регуляторы, однако никаких перемен для топливного рынка не последовало.

Действующий защитный механизм для внутреннего рынка – демпфер – перестал справляться со своей задачей и сейчас не может устранить проблему диспаритета оптовых и розничных цен, а возможность его корректировки отложена до 2024 года.

Вместо демпфера участники рынка надеются получить другие компенсации, на которые регуляторы могут пойти ради ослабления оптовых цен и удержания розницы в границах инфляции.

По словам источника в одной из нефтяных компаний, сейчас есть вариант корректировки акцизов на бензин и дизтопливо – пока на уровне предварительных обсуждений.

“Каких-то внятных готовых решений со стороны регуляторов в ближайшие 1-2 месяца пока не предвидится. Только требования запасов и увеличения продаж”, – считает он.

ПОРОЧНЫЙ КРУГ

Нефтепереработчики из-за слабой маржи сдерживают реализацию топлива для укрепления оптовых цен и приведения их к уровню экспортной альтернативы, говорят трейдеры, тогда как розничные сети зажаты между растущим оптом и сдерживаемой розницей.

“На данный момент наценка (на АЗС) с налогами составляет для Аи-92 1,5 рубля на литр, Аи-95 – 4,0 рубля, если закупать топливо на региональных нефтебазах.

Для биржевых объемов еще хуже: приблизительно плюс 1,0-1,5 рубля на литр, а чтобы пройти точку безубыточности, необходимо 6,8-7,0 рублей”, – объясняет положение дел владелец АЗС в Ростовской области.

Частные АЗС, на долю которых приходится около 40% розничной реализации топлива в РФ, уже начали повышать цены.

“Цены подняли на 1,5 рубля по 92-му и на 2,5 – по 95-му, поставили выше Роснефти, чтобы не множить убытки. Четверть клиентов ушла” – рассказал владелец сети АЗС в Сибирском ФО.

“Повышенная цена не исправляет положение. Клиенты уходят – падает пролив, в обратной пропорции растут издержки на литр… Просто если меньше продаем, то меньше теряем”.

У переработчиков своя правда: производство дополнительных объемов бензина приносит им убытки за счёт сопутствующих нефтепродуктов.

“Допобъемы бензина тащат за собой убыточные ‘хвосты’ (темных и средних дистиллятов). Это никуда не ушло – всё осталось”, – рассказывает источник в нефтяной компании.

По его оценке, креки дизтоплива почти втрое меньше обычных, так как мировой спрос остается слабым в условиях сохраняющихся антикоронавирусных ограничений.

“В Европе заводы закрываются из-за отсутствия маржи. Им проще покупать продукты других производителей. У нас структура другая: чтобы обеспечить внутренний рынок бензином, приходится вырабатывать лишний дизель и мазут”, – сказал он.

Источник