При этом, подчеркивает Sunday Times, возникает расхождение с данными Управления по налогам и таможенным сборам (HMRC). Там установили, что в июне британские порты приняли российской нефти на 93 миллиона долларов — как импорт из Нидерландов, Эстонии, Польши и Бельгии. В июле — на полтора миллиона фунтов стерлингов (из Франции, Нидерландов, Германии и Латвии).
Чудесами статистики озаботились в партии тори.
«Пора закрыть очевидную лазейку. Кто знает, сколько сырья попало на рынок с неправильной маркировкой и, соответственно, в обход санкций, — возмутился экс-лидер консерваторов Иэн Дункан Смит. — Нужно принять меры и положить этому конец раз и навсегда».
Нечем заместить
Как бы то ни было, ввоз российской нефти в Великобританию официально разрешен до 5 декабря и пока речь идет лишь о репутационных рисках. Однако, подчеркивают специалисты, реализовать запрет будет непросто. И дело не только в правилах регистрации импорта. Сырье часто перемешивают, перекачивая с одного судна на другое.
«Нет никакого способа отследить происхождение нефти, когда она уже в резервуаре. Так во всем мире», — предупреждает агентство сырьевой аналитики Kpler.
Эксперты указывают и на то, что сложно найти альтернативных поставщиков.
По его словам, англичане заплатят по «зонтичной схеме» лишние 20 миллиардов рублей — с учетом всех рисков, в том числе и страхования. А схема продолжит действовать и после 5 декабря.
Накупили дизеля
В Европе накануне эмбарго запасаются российским дизельным топливом. По данным аналитической компании Vortexa, в первой половине ноября поставки в хранилище «Амстердам — Роттердам — Антверпен» увеличились до 215 тысяч баррелей в сутки, на 126% относительно октября.
Причина та же: взять больше неоткуда. Экономика ЕС столкнулась с острой нехваткой дизеля еще весной. Порядка 750 тысяч баррелей в день привозили из России — половину всего импорта.
Собственного дизтоплива мало, запасы стремительно тают. В октябре израсходовали почти шесть миллионов баррелей — из-за увеличения сроков техобслуживания НПЗ и забастовок во Франции.
В итоге некоторые регионы ЕС страдают от жесткого дефицита, констатировал глава испанской нефтеперерабатывающей компании Repsol. А в ряде стран заканчиваются средние дистилляты — дизель и топливо для реактивных двигателей.
С февраля 2023 года в ЕС запрещена транспортировка почти всех российских нефтепродуктов по морю, включая дизель. По подсчетам консалтинговой компании Wood Mackenzie, это приведет к тому, что запасы топлива в Северо-Западной Европе к концу зимы сократятся до 210,4 миллиона баррелей — минимум с 2011-го.